Главная » Статьи » Магнитогорск - Любимый Город |
Положение о проведении городской выставки-конкурса детского творчества «Для мудрых и опытных, любимых и ласковых» (ко дню пожилого человека)I. Общие положения
II. Организаторы выставки-конкурса
III. Основные функции оргкомитета и жюри выставки-конкурса
IV. Участники выставки
V. Порядок проведения выставки
VI. Награждение победителей VII. Финансирование выставки-конкурса Положение о проведении муниципального конкурса изобразительного и литературного детского творчества «Магнитогорск – мой город на Урале», посвященного 85-летию города МагнитогорскаI. Общие положения
II. Организаторы выставки-конкурса
III. Основные функции оргкомитета и жюри выставки-конкурса
IV. Участники конкурса
V. Порядок проведения выставки-конкурса
Творческие работы детей должны отражать позитивное отношение детей к истории и культуре родного города. Творческие работы в паспорту не оформляются.
VI. Награждение победителей VII. Финансирование выставки-конкурса Выставка детского художественного творчества как современный социокультурный проектА.А.Кожаринова, магистр 1 года обучения ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова», преподаватель МБОУ ДОД «Детская художественная школа», г. Магнитогорск, E-mail: kogaaa@inbox.ruВ пространство художественного образования сегодня все шире входят различные технологии из смежных или взаимодополняемых областей. В данной статье хотелось бы обратиться к двум актуальным в культуре, художественном образовании и эстетическом воспитании понятиям «выставка как социокультурный проект» и «виртуальная выставка-конкурс». Необходимость изучения и теоретического осмысления данных понятий вызваны с одной стороны, достаточно высокой популярностью использования термина «социокультурный проект» с другой стороны, недостаточно корректным его использованием применительно к практике художественного образования. Такое противоречие можно рассмотреть на любом виде художественно-творческой деятельности, однако мы обратимся к виртуальной выставке-конкурсу, так как данная форма сегодня позволяет расширить географию участников проекта и действительно выйти в мировое информационно-коммуникативно пространство.Отдельно термин «проект» (от латинского project #8212 «брошенный вперед») за более чем вековую историю употребления прошел различные подходы к пониманию: это и результаты архитектурного или машиностроительного проектирования в конце XIX века, и форма организации деятельности во второй половине ХХ века. В толковых словарях добавляются уточнения #8212 «разработанный план сооружения или механизма», «предварительный текст документа» или «замысел, план». Однако, все варианты предполагают предварительную разработку чего-либо. Ученые предлагают различные определения термина «социальный проект». Поэтому в расшифровке этого понятия основным объектом становится социум, а социокультурный проект, соответственно, должен относиться к социуму и культуре одновременно, быть на стыке этих подсистем. Луков В.А. определяет социальный проект как «сконструированное инициатором проекта социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению» [3]. В рассматриваемом нами контексте, мы можем определить социокультурный проект как деятельность, направленную на создание духовно насыщенной среды и условий для самореализации и саморазвития человека в культурной сфере. Для эффективного проектирования необходимо соблюдение следующих этапов: 1 – определение проблемы 2 – формулировка цели и задач 3 – разработка мероприятий по реализации идеи проекта 4 – оценка и привлечение ресурсов 5 – реализация проекта 6 – оценка достигнутых результатов. Проблемы, с которыми сталкивается современное общество в области культуры, определены противоречиями: разрывом между высоким и академическим искусством и популярной массовой культурой, снижением художественного вкуса и интересов у всех возрастных групп, невозможностью использования в полном объеме потенциала духовно-нравственного, эстетического воспитания, художественного образования. На наш взгляд, эти причины лежат в основе широкого распространения и востребованности социокультурных проектов и инициатив. Одной из актуальных проблем сегодня является формирование в культурно-образовательном пространстве системы эстетических ценностей средствами современного российского искусства. Это возможно осуществить через тесное и продуктивное взаимодействие учреждений образования и культуры, совместно с различными общественными организациями, через деятельность системы непрерывного художественного образования, через систему работы по выявлению и поддержке детей и подростков проявляющих художественные способности в области искусства. Практика работы с детьми и подростками, анализ состояния художественного образования в современных условиях позволяет выделить следующие тенденции: движение к интегрированному преподаванию предметов эстетического цикла с акцентом на культурологический аспект (внедрение предмета «мировая художественная культура») повышение роли дополнительного образования, как наиболее мобильной составляющей системы непрерывного художественного образования (студии, подготовительные школы и т.д.) активное внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникативных технологий [4]. Эффективным средством формирования системы ценностей являются выставки-конкурсы детского рисунка или творчества (куда войдет декоративно-прикладное творчество, скульптура, художественное конструирование из бумаги, дизайн и т.д.). Если рассматривать ретроспективно историю проведения конкурсов детского рисунка, то «в этом отношении примечательны конкурсы, проводимые Императорской Академией художеств среди общеобразовательных учреждений России с 1872 г. до самого начала Первой мировой войны» [2, с. 123]. Они позволяли оценить художественную грамотность учащихся и выделить методические принципы обучения рисованию. Внимание к рисунку ребенка, исследование его как части культуры начинается в нашей стране в 1935 году. Центральный дом художественного воспитания детей РСФСР им. А.С.Бубнова около десяти лет активно проводит конкурсы, олимпиады творчества, собирает уникальную коллекцию (более двухсот тысяч) рисунков детей и подростков. Это стало следствием большой и систематической работы по созданию системы внешкольной работы с одним из направлений – художественно-эстетическим (изостудии, кружки творчества, художественные школы). В конце ХХ века ситуация меняется кардинально. Система художественно-эстетического воспитания существует, а выставки и конкурсы детского творчества проводятся зачастую изолированно от нее. Детский рисунок перестает быть культурным событием (в истинном понимании этого слова). Конкурсы и экспозиции организовывают в рамках рекламных кампаний, под какие-то «значимые» события, для украшения торговых центров и административных зданий. Получается, что творческое событие для ребенка, праздник диалога автора рисунка и зрителя, который должен понять идею, мысль, настроение становится красивой и модной оберткой для оформления бизнес-проектов и пиар акций. Положительными примерами очень аккуратной и внимательной работы с маленьким творцом является опыт детской картинной галереи в Ереване (Ж. Агамирян), Русского музея в Санкт-Петербурге (Б.А. Столяров), Мусейона при Государственном Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве, музея детского рисунка Института художественного образования РАО, Международной детской художественной галереи в г. Москва, детских картинных галерей в Самаре, Магнитогорске, Тольятти и других городах. Интересным и действительно социокультурным проектом стала деятельность фонда AdVita («Ради жизни») из Санкт-Петербурга. C 2008 года фондом реализуется проект «Легко-легко», в котором начиналось все с продажи открыток и календарей на основе детских рисунков, подопечных благотворительного фонда. Сегодня это не только несколько тысяч изображений на разных сувенирах, но и акции, мастер-классы, мультсериал «Летающие звери» #8212 огромное пространство воспитания внимания и заботы о больных детях [7]. Стремительное внедрение информационно-коммуникативных технологий во все сферы жизни не обошло и сферу культуры. Известными примерами здесь служат Виртуальный музей Государственного Русского музея, виртуальная выставка ВВС «Рисуя погоду» (2004), виртуальные экскурсии по Лувру, выставка «Ван Гог. Ожившие полотна» (), путешествие по маршруту модерна в городе Реус (Музей А. Гауди, Испания), прогноз погоды проиллюстрированный репродукциями работ известных художников на телеканале «Культура» и многие другие. Это позволяет, по мнению Б.А. Столярова, не только включать музейную коллекцию в образовательное пространство, но и «усовершенствовать стратегию Интернета в области художественного образования и способствовать благодаря доступности изобразительного искусства позитивным социальным изменениям в обществе» [5, c.123]. rbart1.ru и многие другие.Опираясь на концепцию художественно-педагогического музея детского рисунка Н.Н. Фоминой, в которой «произведение художественного творчества ребенка рассматривается по следующим параметрам: 1 #8212 как память культуры конкретного народа2 #8212 как исторический документ эпохи3 #8212 как свидетельство определенной системы художественного образования и воспитания, отражающей понимание возрастных возможностей учащихся4 #8212 как факт педагогического метода» [6, с. 25],современные архивы детских рисунков и их активное использование могут стать на просто искусствоведческим и историческим документов, но полноправным участником современной визуальной культуры.Информационные технологии постепенно проникли и в выставочную деятельность. Например, региональная выставка-конкурс «Край родной, навек любимый» (организаторы: Магнитогорский государственный университет в лице Регионального центра развития художественного образования, Детская картинная галерея и Детская художественная школа) с 2004 года собирала рисунки и изделия декоративно-прикладного искусства Челябинской, Оренбургской, Курганской, Тюменской, Самарской, Свердловской областей, Республики Башкирия, Ханты-Мансийского АО, Казахстана. В этом комплексном мероприятии организаторы преследовали следующие цели: 1. наладить многостороннее сотрудничество и обмен опытом между различными учреждениями в области культуры, эстетического воспитания и художественного образования 2. оказать поддержку в распространении положительного инновационного опыта педагогов в системе художественного образования 3. выявить и оказать поддержку детям и подросткам, проявляющим художественно-творческие способности в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна. Работы участников конкурсаИсточники: http://museum-dkg.ru/index.php/exhibitions/19-exhibitions/exhibitions-/73-elder-14, http://museum-dkg.ru/index.php/exhibitions/19-exhibitions/exhibitions-/70-mgn-14, http://art-teacher.ru/archives/4746 | |
Просмотров: 836 | |
Всего комментариев: 0 | |